Как построить матрицу бкг. Бостонская матрица

Корова

Маркетинг – это не просто инструмент, приносящий приличную прибыль, это скорее наука, которую надо изучить для успешного процветания предприятия. Давайте разберемся, как BCG-матрица влияет на компанию, и как правильно пользоваться этой стратегией для быстрого развития бизнеса.

Что такое матрица БКГ

Коровушка

Еще в 68 году прошлого века Брюс Хендерсон, который основал бостонскую консалтинговую группу, выдвинул предложение об использовании стратегии, помогающей выручке консалтинга стабильно увеличиваться. Смысл предложения прост – организации нужно просто использовать прибыль от доходной ниши, где уже не требуются большие инвестиции, и «вливать» средства в новый и потенциально значимый для рынка проект. В оригинальном графике рост показан в качестве горизонтальной оси (относительной доли рынка).

Матрица помогает маркетологам понять, какая ниша может принести пользу компании и приносить только плюс, но при этом не требует больших вложений, а в какую вкладываться уже бессмысленно.

БКГ – это стратегия, состоящая из четырех основных секторов:

  1. Дойных коров.
  2. Собак.
  3. Звезд.
  4. Проблемных детей (их также называют темными лошадками, проблемами, неудачниками или знаками вопроса).

Все разделы предприятия относятся к определенной группе. В критерии входят темпы роста рынка и рыночная доля.

Дойные коровы способны принести доход бизнесу, в них не надо больше вкладываться. Но и роста от них ожидать не приходится, так как максимальное значение уже достигнуто.

Как определить дойную корову:

  • Ниша полностью зрелая.
  • Лидер на рынке.
  • Рыночные показатели растут или падают.
  • Продажи на максимальном уровне.
  • Выручка значительно больше расходов.

С дойных коров уже просто получают «молоко», изредка подкармливая их. А полученное «молоко» тратится на развитие остальных сфер.

На собак тратится практически не надо, однако и дохода они особо не приносят. К данной категории относятся ниши, которые по какой-то причине потерпели поражение, либо рынок начал падать. От них не нужно ждать дохода или перспектив. По следующим признакам можно отличить собак:

  • Стадия падения.
  • Рыночная стагнация.
  • Практически нет сбыта, нет возможности расти.
  • Выручка минимальная.
  • Расходы также не нужны.

Такие проекты поддаются только ликвидации или перепозиционированию.

На звезд придется потратиться, однако они сполна себя окупят через какое-то время. Такое направление активно растет и уже приносит прибыль. Есть возможности для роста. Признаки:

  • Постоянно развиваются.
  • Могут занять лидирующую позицию.
  • Рыночная стадия – растущая.
  • Продажи на высоком уровне.
  • Доходы высокие.
  • Расходы практически не нужны.

Именно на такое направление необходимо потратить лучший ресурс бизнеса. При правильном и активном инвестировании такой тип скоро станет «дойной коровой» и принесет большую прибыль.

К проблемным детям относятся направления, в которые необходимо вкладывать много ресурса, но не ждать прибыли. Они будут быстро расти, однако на данный момент только начинают свой путь. Превращение в «звезд» возможно только при активных вложениях. Признаки:

  • Только появились на рынке, собираются расти.
  • Не приносят дохода.
  • Продаж практически нет, но потенциал имеется.
  • Необходимы приличные вложения.

Если у предприятия есть средства для продвижения проблемных детей, они в скором времени станут звездами. Если на данный момент бизнес таких детей не потянет, от них придется отказаться.

Как использовать матрицу BCG

Если правильно построить BCG, некоторые направления сразу начинают свой путь роста. Следует заметить, что такая матрица может использоваться практически в каждом предприятии, позволяя анализировать доход и расходы. Для начала необходимо каждое направление вписать в один из квадрантов. Для этого требуется провести оценку сфер по следующим параметрам:

  • Какую рыночную долю занимает сфера. Необходимо понять, превышает ли прибыль расходы.
  • Как быстро растет рынок. Такие измерения высчитываются в процентом соотношении.

Затем, в зависимости от того, может ли предприятие позволить себе вырастить конкретное направление, от последнего надо избавиться или активно развивать. Теперь надо выбрать правильный продуктовый подход и придумывать новые решения или улучшать старые.

Построение матрицы БКГ

Dogs

Графический план модели БКГ состоит из двух осей или линий, а также из четырех квадрантов. Чтобы построить график конкретно для вашего случая, мы расскажем и наглядно покажем разработанный маркетологами стратегический план. Вам нужно:

  • Собрать информацию. То есть составить список объектов, подлежащих дальнейшему анализу, а затем проанализировать их прибыль за последний квартал, например, или год. Также потребуется информация о товаре конкурентов для сравнения. Такие данные удобнее собирать в таблицах excel – так лучше видно разницу.
  • Посчитать, как сильно вырос рынок за прошедшее время. Потом следует найти среднее значение происходящих изменений. На данном этапе также рассчитывается темп роста рынка.
  • Теперь необходимо посчитать относительную долю рынка относительно самой сильной конкурирующей организации. То есть рассчитать, сколько товаров появилось за прошедший период.
  • Теперь строится сама матрица. В начале координат прорисуйте две оси по вертикали и горизонтали. Каждую ось разделите пополам. В первой половине будут находиться низкие показатели, во второй – высокие. На листе получилось четыре квадранта, которые соответствуют четырем типам БКГ. В каждом квадранте нужно отметить отдельные направления.

Анализ матрицы БКГ

Как только матрица построена, можно приступать к анализу. Каждое направление со своими продуктами и услугами следует подвергнуть анализу по параметрам каждой категории. Для этого используйте категории (звезды, собаки, коровы, трудные дети), указанные выше.

В каждой отдельной ситуации будет определенный вывод, но дальнейшие действия в любом случае зависят от возможностей и желаний предпринимателя. Однако мы рекомендуем получить консультационный теоретический совет от специалиста, который базируется на развитии бизнеса, о дальнейшем продвижении портфельной составляющей.

Сценарии матрицы БКГ-стратегии

Рост

В зависимости от того, к какой категории относится конкретное направление, надо воспользоваться следующими сценариями:

  • Увеличить рыночную долю. Подходит трудным детям, которых нужно превратить в звезд.
  • Сохранить долю рынка. Применимо к дойным коровам, которые поставляют в компанию наибольшие объемы выручки с продаж.
  • Сократить. Идеально в случае с собаками, трудными детьми, которые не представляют перспективы, а также с дойными коровами, перестающими приносить прибыль.
  • Ликвидировать. В некоторых случаях нужно избавиться от направлений «собака» и «трудные дети», которые никогда не смогут стать «звездами».

Основные показатели матрицы

О четырех известных основных группах мы уже поговорили. Однако об одной важной детали еще упомянуть не успели. Считается, что каждое товарное направление может перейти в любой другой квадрант.

Если, например, объем прибыли в группе «звезды» стал выше, то она может переходить в группу дойных коров. В данном случае рост рынка останавливается, однако уже занятая ранее доля остается за предприятием. Также трудные дети требуют особого ухода, так как в дальнейшем они могут оказаться в группе собак или звезд, но заведомо этот переход никогда не известен.

Преимущества и ограничения матрицы bcg

бкг

У матрицы БКГ множество достоинств. К ним относятся следующие:

  • Любые выводы, которые вы делаете после анализа составленного графика, имеют под собой не просто предположения, а реальные цифры и объективные факты.
  • Простота устройства. Если изначально вам кажется, что модель БКГ сложная и непонятная, то в процессе изучения (или даже прочтения этой статьи) вам все станет понятно.
  • Вы в большей мере обращаете внимание на финансовое состояние бизнеса, а также анализируете свою целевую аудиторию и продукцию.

Однако минусы, как и у любого другого типа графика, тоже имеются:

  • При анализе используется только одна характеристика – скорость развития рыночных позиций.
  • Вывод неоднозначен. Когда рыночная доля конкретного направления снижается, это не значит, что бизнесу стоит покидать выбранную нишу.
  • Практически нет инструкции. После того как вы определите, к какому типу относится ваш бизнес, вы не сможете предпринять конкретных действий, так как автор их просто не придумал.

Как Вы относитесь к матрице БКГ? Используете ли этот метод анализа для собственного продвижения?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector