Жизненный цикл организации по Адизесу

Адизес

Жизненный цикл компании по Адизесу – неотъемлемая в арсенале накопленных знаний вещь, с которой должен ознакомиться каждый предприниматель, кто ставит перед собой и своим предприятием глобальные цели. Ицхак Адизес написал книгу «Как преодолеть кризисы менеджмента», но если у вас, как и у любого работающего бизнесмена, нет времени на ее прочтение, эта статья окажется для вас полезной выжимкой, приносящей огромную пользу развитию фирмы на рынке.

Что такое жизненный цикл организации

Книга

Основа теории Адизеса заключается в том, что компания похожа на человека. А ее жизнь развивается по тем же параметрам, что и человеческая. Жизненный цикл (ЖЦ) организации по Адизесу является объединением нескольких стадий существования фирмы, в течение которых ей приходится справляться с некоторыми проблемами (болезни роста).

Не стоит расстраиваться при возникновении таких проблем – они свидетельствуют о том, что компания растет, а не стоит на месте. Важно не убегать от них, а решать в свое время, используя лучшие подходы.

Модель жизненного цикла подразумевает, что организация будет гибкой и контролируемой. Однако по истечении нескольких стадий ЖЦ фирме уже не стоит полагаться на былую гибкость, которая, как и в истории с человеческим телом, постепенно угасает. Если правильно преодолевать трудности, встающие перед развитием корпорации, у вас всегда будет расцвет компании.

Стадии стареющей компании по адизесу

Есть несколько признаков, что свидетельствуют о скорой кончине корпорации. Важно своевременно увидеть и по возможности избавиться от них.

  • Когда организация достигает определенного уровня, руководителям становится страшно рисковать.
  • Плановый показатель постоянно становится ниже, так как есть риск потери дохода. Стратегия предприятия редко совпадает с настоящим положением дел.
  • Финансы копятся в избытке, не тратятся на развитие, когда второй вариант наиболее разумен.
  • Фирма подвергается жесткому контролированию, гибкости совсем нет.
  • Теперь организации больше важно, как выглядит и ведет себя каждый сотрудник, нежели то, каких высот он достигает на рынке.

В таком случае для выхода из подобной ситуации надо реструктуризировать и децентрализовать фирму. Необходимо на постоянной основе поддерживать баланс между контролем и гибкостью – только так вы сможете избежать этапа развития под названием «смерть», которой подвергаются около 88% всех бизнесменов. Также большое значение имеет переход от слов к действиям.

Концепция менеджмента PAEI по Адизесу

Модель

PAEI или код Адизеса – это концепция, помогающая получать больший результат и эффективность. Расшифровывается PAEI так:

  • Обеспечивать (удовлетворять потребности).
  • Администрировать (контролировать соблюдение инструкций и законов).
  • Быть предприимчивым (поощрять это качество в себе и других работниках).
  • Интегрировать (работать над климатом в коллективе).

Если какой-то из вышеперечисленных этапов становится более слабым или сильным, предприятию требуется срочная инъекция.

Как использовать код Адизеса в управлении

Вот основные правила использования кода:

  • Руководителю следует своевременно реагировать на все вопросы.
  • Проблемы свидетельствуют не об умирании, а о прохождении ЖЦ. Как только вы ее преодолеете, сразу придется решать новые вопросы, которые с каждым разом становятся более сложными.
  • Пользуйтесь готовыми моделями, не нужно изобретать свой велосипед.
  • Сначала необходимо справляться с патологическими, аномальными ошибками и проблемами, которых в текущей стадии быть не должно.
  • Всегда помните, что реальное количество «прожитых» бизнесом лет не сопоставимо с фазами по Адизесу.
  • Всегда обращайте внимание на то, что происходит на рынке или в реальной среде – только так вы подстроитесь под общество, предлагая ему оптимальные варианты удовлетворения потребностей.

Кто такой эффективный менеджер по коду Адизеса

Самый эффективный менеджер – это тот, кто хорошо владеет всеми качествами по PAEI. Разумеется, одно, два или три качества могут быть развиты значительно лучше, но и оставшиеся не забыты на полочке дома – они также постоянно совершенствуются.

Если в вашем коллективе есть менеджер, который не владеет тремя качествами, он принесет вам только убытки. Необходимо, чтобы сотрудники ознакомились с основами маркетинга и управления.

Этапы жизненного цикла и их характеристики

Управление жизненным циклом корпораций, пожалуй, невозможно без падений и взлетов. Но для более эффективной работы следует ознакомиться с основными этапами и понять, на каком из них вы находитесь в данный момент.

Ухаживание

В данном случае только появляется план. Здесь предпринимателю нужно быть верным своим предложениям.

Младенчество

Тут компания рождается на свет – появляется первая продукция, бюджет совсем маленький, риск достаточно высок, несколько сотрудников выполняют абсолютно разные задачи.

Детство (давай-давай)

В этом случае бизнес на стадии получения первых крупных клиентов и высоких доходов. Однако старайтесь не принимать спонтанных действий, не переоценивайте свои возможности. Главное – не потерять клиентов, которые действительно могут купить товары на высокие чеки и составить основной капитал.

Юность

Теперь создается структура. Работники получают четко сформулированные задачи. К работе привлекаются профессионалы. Улучшается контроль и порядок.

Расцвет

Здесь можно увидеть сбалансированное гибкое и контролируемое предприятие с проработанной структурой и эффективной работой. В коллективе преобладает слаженная работа, каждый старается улучшить предыдущие результаты. Менеджеры начинают делать из рядовых работников профессионалов, повышают ЗП, проводят аттестацию персонала.

Стабилизация

Первый шаг на пути к старению. Фирма уже не такая гибкая, не согласна с нововведениями на рынке, забывает о том, что в первую очередь надо удовлетворять потребности аудитории. Количество проданного товара стабильно. Задачи обладают меньшим сроком.

Аристократизм

Фирма может похвастаться большими накоплениями, которые тратятся на внутренний рост. Ярко выражено приобретение страховки и дочерних бизнес-проектов. Однако доход не растет, товар становится более дорогим.

Охота на ведьм

Растут проблемы, корпорация расстается с большими долями на рынке. Руководство перекладывает вину друг на друга, становится менее предприимчивым.

Бюрократизация

Теперь результаты и стремление удовлетворить клиента уходят далеко на задний план. В данной ситуации менеджерам кажется, что правильно будет ужесточить контроль над сотрудниками. В таком случае уменьшается капитал, из-за чего снижается заработная плата, в отчетных таблицах все реже появляются реальные цифры. Предприятие умирает.

Управление компанией на разных этапах

Управление

Когда менеджер знаком с жизненными циклами существования предприятия, он сможет вовремя принимать верные решения, не позволяя бизнесу уйти в отставку. Важно понимать, из-за чего возникли изменения, которые характерны для определенного этапа.

В некоторых случаях проблема вызвана особенностями конкретной фазы, но иногда она возникает из-за ошибок коллектива. Если управлять фирмой неграмотно, нерационально тратить ресурс, лишиться гибкости – скоро наступит конец.

Когда вы только приходите на рынок, нужно заняться:

  • Детальным изучением аудитории.
  • Оценкой конкуренции.
  • Поиском второстепенных доходов.
  • Определением правил, распределением обязанностей.

При развитии:

  • Созданием мотивации персонала.
  • Совмещением своей деятельности с инновациями.
  • Освоением различных секторов, нахождением инвесторов.
  • Внедрением нововведений, что помогут сбалансировать основные качества руководителей.

Когда предприятие «взрослое», следует:

  • Регулярно анализировать взаимодействие с конкурентами.
  • Проверять технические показатели фирмы.
  • Развивать сотрудников и себя.

Когда развитие остановилось, нужно:

  • Произвести концентрацию сил на товарах и услугах, приносящих прибыль.
  • Экономить ресурсы.
  • Изменить управление коллективом.
  • Произвести слияние с конкурентами.

На самом деле это далеко не все варианты выхода из ситуации. Но именно они помогут вам понять, что нужно делать в определенный момент времени. Всегда обращайте внимание на то, сколько ресурсов есть у бизнеса, сможет ли он потянуть тот или иной вариант исхода событий.

На каком этапе сейчас находится ваше предприятие? Как вы справляетесь со стагнацией и рисками?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 4
  1. Диана

    Классная статья, взяла для себя много полезностей, проверю на практике ;-)

    1. Сергей (Автор)

      Обязательно применяйте знания на практике, совершенствуйте свои навыки.

  2. Ольга

    Сергей, статья очень интересная, порекомендовала бы изучить всем, кто хочет разобраться в вопросах процветания своего бизнеса. Не перестаю восхищаться талантом так просто объяснять такие вещи!! Очень ценный ресурс. Спасибо!!

    1. Сергей (Автор)

      Спасибо вам Ольга за теплые слова)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector